AV.BY пообщался с таксистом Александром, который ранее работал на автомобилях Skoda, а с декабря 2023 года ездит на FAW Bestune NAT.
Белорусский рынок ещё никогда не был так насыщен электрокарами из Китая, как сейчас. Что ни день, то замечаешь в потоке какую-нибудь новинку. Причём активно пользуются ими уже не только для личных нужд, но и для бизнеса. В конце 2023 года до Беларуси добрался электромобиль, который в КНР буквально был создан именно для такси. Речь о компакт-вэне FAW Bestune NAT. Мы, кстати, уже рассказывали, что он из себя представляет. А сейчас пришло время выяснить, как показывает себя NAT, выполняя, по сути, своё предназначение.
av.by поговорил с одним из первых покупателей Bestune NAT в нашей стране, который приобрёл авто конкретно для работы в такси. В материале мы расскажем о подробностях эксплуатации, реакции пассажиров на электромобиль, запасе хода и о том, реально ли сэкономить в такси, пересев с машины с ДВС на «электричку».
Работал в такси на «Рапиде» и «Октавии». А почему пересел на электромобиль?
Знакомьтесь — это Александр! В такси он работает уже три года. Мы встретились с ним в небольшом перерыве между заказами на парковке, где есть станция для «быстрой» зарядки электромобилей. Сюда Александр иногда заезжает, чтобы пополнить запас хода в своём Bestune NAT.
Свое впечатление лучше сотни обзоров
— В такси я пришёл из-за жизненной ситуации — нужен был дополнительный источник дохода. Но иногда всё же приходилось уделять этой деятельности чуть больше внимания. Начинал я на собственном бензиновом «Рапиде». Разумеется, сразу заметил, как растут траты на топливо. Поэтому по рекомендации знакомых перевёл автомобиль на пропан. Стало выгоднее! 100 км стоили около 10—11 рублей. Затем «Рапид» продал и взял «Октавию» на метане, поэтому сотня километров выходила ещё дешевле — в районе 7 рублей.
«Октавия» 2017 года выпуска — с начала 2023-го она уже не допускалась бы к поездкам на тарифе «Комфорт+». Так как Александру важно было охватить как можно больше тарифов, к концу прошлого года у него начали закрадываться мысли о покупке нового авто для работы.
— Так интересно получилось: NAT практически сразу же, как первая партия прибыла в Беларусь, купил мой приятель. Поэтому я смог подробно с машиной «познакомиться» — посидел в салоне, рассмотрел внимательно. А ещё больше меня подстегнул отзыв владельца — он был в восторге. Также от него я узнал, что этот электрокар создан именно для такси.
— И действительно, на первый взгляд автомобиль полностью требованиям соответствовал: большой, вместительный, комфортный, с вполне нормальным запасом хода. Я глянул ещё пару обзоров от блогеров из России — там NAT появился раньше, его успели неплохо обкатать. В общем, дело оставалось за малым: я просто поехал в салон на Куприянова в Минске сразу с конечной целью — приобрести этот компакт-вэн.
Случилась покупка в конце ноября 2023 года. Обошёлся тогда Bestune NAT Александру в 22 900 долларов, что, по его словам, более чем адекватно по соотношению цены и качества.
— Решил оформить лизинг сразу там же. Первоначальный взнос — 20% от стоимости, остальное — на 5 лет. Так платежи в месяц не бьют по карману — выходит около 480 долларов. Но, думаю, всё сложится так, что смогу выкупить его и раньше, — рассказывает Александр.
«Я стал первым, кто проложил дорогу таксистам на NAT»
Почти сразу после покупки мужчине не терпелось опробовать NAT в качестве такси. Но вот незадача — сервис такой электромобиль не пропускает!
— Оказалось, они модель и вовсе встречают впервые. Система не позволяла её зарегистрировать в приложении. Но всё разрешилось удачно. Сделал несколько звонков, и NAT пропустили, да ещё и записали его сразу в три категории: «Эконом», «Комфорт» и «Комфорт+». И где-то через неделю я уже взял свой первый заказ. Получается, я стал первым, кто проложил дорогу для таксистов, работающих на NAT, — говорит Александр.
С начала декабря 2023 года наш собеседник и его сменщик успели проехать на Bestune NAT почти 35 000 км. И с точки зрения как эксплуатации, так и впечатлений есть о чём поведать.
Начнём с того, что Bestune NAT имеет передний привод и электродвигатель Huawei мощностью 120 кВт (163 л. с.), крутящий момент — 155 Нм. Максимальная скорость компакт-вэна ограничена 140 км/ч, а разгон от 0 до 100 км/ч занимает 11 секунд.
— Показатели такие «на бумаге» никого не удивят. А вот если говорить о реальности, то скажу так: когда я пересаживаюсь с NAT на свою личную «Октавию» с ДВС, разница слишком очевидная. Электромобиль по резвости, динамике и манёвренности выигрывает в разы. Я вообще любитель поездить лихо, и хоть разгон по заявленным цифрам небольшой, ощущается он совсем по-другому. Стоит только нажать педаль газа — и NAT мгновенно реагирует. Впечатления и эмоции у меня не остывают до сих пор. Ну и, конечно, плюс в том, что электрокар гораздо тише работает, чем авто с ДВС. Исключение — когда едешь на нём по трассе больше 100 км/ч.
В числе преимуществ NAT Александр также называет хороший свет. Мужчина часто ездит в тёмное время суток, поэтому данный параметр очень важен. Кроме того — вместительный багажник, куда спокойно помещаются даже детская коляска и чемоданы. А заказы с багажом, по словам таксиста, не редкость.
— На нём мне комфортно работать. Сиденья удобные, есть подлокотник, все нужные опции — под рукой, управление — проще некуда. Если рассматривать его использование для личных целей, то, на мой взгляд, он «пустоват». А вот для такси практически идеален, есть всё необходимое: мультимедиа с Bluetooth, климат-контроль, минимальные настройки.
— Комфорт салона — это вообще отдельная история. Сзади прямо-таки огромный диван для пассажиров, много места для ног, головой в потолок даже высокие люди не упираются. Недавно я приехал на заказ — пассажирам нужно было перевезти электросамокат. В сложенном состоянии мы его разместили на пол — и при этом он никого не стеснил!
— А как реагируют на NAT ваши пассажиры?
— Очень многие говорят, что впервые видят такую машину. Задают много вопросов — о запасе хода, стоимости, происхождении, интересуются моим мнением об авто. Да я бы и сам вопросами засыпал, если бы ко мне на вызов приехала такая машина! Разумеется, многие довольны, что много места в салоне. А особенно по-хорошему удивляет пассажиров выдвижная дверь, которую можно открывать и закрывать с места водителя кнопкой.
«22 рубля в день на зарядку уходит в тёплое время года». О реальном запасе хода Bestune NAT
За 18 минут, что мы разговаривали с Александром, Bestune NAT успел зарядиться с 45 до 73%. Кстати, компакт-вэн оснащён литий-железо-фосфатной батареей ёмкостью 55 кВт·ч производства уже знакомого белорусам бренда BYD. Для зарядки есть два разъёма GB/T: слева — порт для «быстрой», справа — для «медленной».
На полных 100% энергии, согласно данным завода — изготовителя FAW, электромобиль может проехать 360 км (по данным дистрибьютора). А что на этот счёт расскажет нам Александр?
— При нынешней погоде (+15 °C в день съёмки. — Прим. ред.) NAT расходует 14—16 кВт на 100 км. А реальный запас хода, по моим подсчётам, составляет 300 км, чего хватает полностью на одну смену. Если сравнивать в плане экономии на топливе с моим предыдущим авто в такси, то в тёплое время года электромобиль примерно как «Октавия» на метане — полный баллон газа стоил мне 22 рубля, его хватало на 300 км.
— Зимой при сильном морозе, когда я начинал работать в такси на NAT, реальный запас хода мог снизиться до 150 км. Да, не самый приятный факт, но я прекрасно понимал это ещё до покупки. Одна смена в такси — это 300 км. Получается, работаешь четыре часа, едешь на зарядку, отдыхаешь, пьёшь кофе или обедаешь, а затем снова в путь. Можно по-разному относиться к такому раскладу, но я думаю, это своего рода плюс. Иногда за работой в такси забываешь о том, что нужно сделать передышку.
Как известно, владение электромобилем подразумевает выработку новых привычек: надо следить за расходом, прогнозировать, где, когда и сколько заряжаться.
Из недавних случаев: в NAT оставалось 20% заряда, а Александру «прилетел» заказ за город — из деревни недалеко от Ракова.
— Доехал туда — было 15%. Повезло, что оттуда тоже поступил заказ, но уже в Минск. По приезде в город «приборка» показала 7%.
Сейчас у Александра с этим проблем никаких нет. К тому же подавляющее большинство заказов выполняется в Минске, где станций для зарядок огромное количество.
«ТО обошлось в сумму около 180 рублей»
В Bestune NAT есть три режима езды: обычный, Eco и Eco+. По трассе Александр ездит на обычном, а в городе переключается на Eco+.
— Всё дело в рекуперации. Когда я отпускаю педаль ускорения, электромобиль сам себя подзаряжает. Это видно и на шкале расхода — значение падает и отображается зелёным цветом. В режиме Eco+ рекуперация максимальная, электрокар ещё больше подзаряжается на ходу. Это хорошо для экономии, да и в целом очень удобно. Не приходится постоянно жать на педали! На трассе пользуюсь «круизом», но выставляю не более 100 км/ч — оптимально, чтобы не было значительного расхода.
— Кстати, электромобиль открыл для меня классный бонус! Когда в городе пробки, я могу беспрепятственно двигаться по полосе общественного транспорта. Всё законно, — рассказывает Александр.
По его словам, переход на «электричку» не сильно отразился на количестве заказов — всё примерно так же, как и на авто с ДВС. Зато качество стало гораздо выше, а вместе с тем и доход.
— Плюс ко всему я в салоне вожу автокресло для того, чтобы брать заказы по детскому тарифу. Данное решение я принял не просто так — за три года не раз слышал жалобы от мам, которые по полчаса не могут вызвать такси. Так что и людям помогу, да и заработать больше можно: подобные заказы приходят, как правило, днём, когда в целом начинается спад. Кроме этого, можно работать на тарифе «Электро».
Что касается обслуживания Bestune NAT, то в этом вопросе у владельцев бензиновых и дизельных авто, наверное, возникнет зависть!
— NAT находится на гарантии 5 лет или 150 000 км — последнее, уверен, наступит раньше, — смеётся Александр. — На сервисе дилера я побывал уже дважды. Первый раз — когда преодолел 10 000 км: машину просто проверили на исправность. Второй раз — на 20 000 км. Тогда заменили только щётки и салонный фильтр, сказав, что он в идеальном состоянии. Одно ТО обошлось в сумму около 180 рублей.
В ближайшее время Александр не планирует менять авто — NAT его более чем устраивает.
Оригинал текста: av.by