Советская производственная база и лимузин для президента США. С чего началась история FAW?
У нашего потребителя принято свысока именовать «китаем» всё, что поступает из Поднебесной. Зачастую такая предвзятость не совпадает с реальным качеством выпускаемого продукта. Недаром за пяток лет белорусы распробовали китайские автомобили, мотоциклы и электрокары. Сегодня мы расскажем про становление FAW — о том, как первый завод по производству грузовиков превратился в лидера отрасли в КНР. В июле марке исполнилось 70 лет, так что сейчас мы попробуем взглянуть на историю и основные вехи бренда, который не стоит называть ноунеймом. Ни много ни мало — с FAW начался китайский автопром!
Всю историю бренда FAW можно условно разделить на несколько этапов — от заложения первого камня до создания зрелой стратегии в сотрудничестве с известными мировыми автопроизводителями. Кстати, в апреле текущего года марка вышла на рынок Беларуси с кроссовером FAW Bestune T77, а недавно модельный ряд пополнился седаном B70. Импортёром в нашей стране стал всем знакомый «ФелОкт-сервис» (также дилер Skoda и JAC).
Название FAW — не просто набор случайных букв, а аббревиатура. Расшифровывается она как First Automobile Works (теперь — FAW Group Co., Ltd.). Первая и старейшая государственная автомобилестроительная компания была создана 15 июля 1953-го. За три года до этого Мао Цзэдун, тогдашний председатель КНР, оставил свой автограф на первом камне, лёгшем в фундамент завода, а также дал имя модели, которой предстояло стать дебютной для производителя. Jiefang (или «Освобождение») — так нарекли средний грузовик CA10.
В оснащении завода в Чанчуне принимали участие советские специалисты: их разместили в городе до момента запуска линии. Более 80% оборудования и технической поддержки предоставил СССР. Работы по строительству первой в Китае базы по производству автомобилей завершились 13 июля 1956 года, и в тот же день с конвейера сошёл четырёхтонный коммерческий грузовик FAW CA10.
Уже спустя два года бренд выпускает первую легковушку — пассажирский Dong Feng (копия советского ГАЗ-21 «Волга»), а через несколько месяцев — седан Hongqi, относящийся к классу люкс. Последний, кстати, использовался в качестве президентского лимузина Ричарда Никсона во время его исторического визита в Китай в 1972-м.
С 1956 по 1978 год производство пережило два крупных периода потрясений, которые испытали FAW на прочность. Сперва Большой скачок (1958—1960 гг.) пошатнул финансовую и управленческую базу бренда, однако вскоре компания вернула устойчивый спрос на свои автомобили. Следующим потрясением для завода стала культурная революция (1966—1972 гг.). Пройдя очередную зону турбулентности, FAW начала расти. Восходящий тренд продолжается и по сей день
Благодаря реформам в китайской экономике, случившимся в 1977 и 1978 годах, производитель достиг необходимых экономических целей, освоил новые технологии и увеличил выпуск автомобилей для разных сегментов с 30 000 до 60 000 единиц.
Зрелая стратегия, или Как FAW подружилась с Volkswagen
Период с 1988-го по 2001-й можно охарактеризовать одним словом — рост. За это время совокупное количество выпускаемых легковых автомобилей, разномастных автобусов, коммерческих грузовиков увеличилось в 5,1 раза по сравнению с объёмами 1988-го. Вместе с этим возрос корпоративный доход FAW, что позволило компании войти в десятку крупнейших в Китае.
В этом же временном отрезке бренд разделил производственную базу на два концерна: FAW Passenger Car Company и FAW-Volkswagen Automobile Co., Ltd. Да, это не шутка: китайская компания ещё в мае 1988 года подписала соглашение с немецким автомобильным гигантом об импорте и совместной сборке седанов Audi 100, которые выпускались с эмблемой, ориентированной на рынок Поднебесной.
Сотрудничество продолжилось, и в 1990-м стороны договорились о выпуске Volkswagen Jetta A2 с годовым тиражом 150 тысяч единиц.
Поиск новых путей развития привёл FAW к кооперации с поставщиками и автопроизводителями, а расширение организации продаж бренда — к созданию множества совместных с зарубежными партнёрами предприятий.
Не менее плодотворным и богатым для компании стал 2002 год. FAW Group подписала соглашения о техническом сотрудничестве и производстве седана Mazda 6, а спустя несколько месяцев закрепила долгосрочное партнёрство с Toyota Motor Corporation.
Квинтэссенцией многолетней работы над коммерческими грузовиками стала премьера передового тяжёлого тягача европейского класса для сверхдальних перевозок J6P в июле 2007-го. Знаковость события в том, что новая модель была первой машиной, целиком и полностью спроектированной в Китае.
К концу года FAW Group объявила о планах осваивать быстрорастущий рынок Мексики. В совместный завод компания вложила $150 миллионов.
Веха бурного роста FAW Group привела к тому, что производитель экспортирует транспортные средства в сборе, машинокомплекты (CKD/SKD), а также запчасти послепродажного обслуживания в более чем 70 стран. Из известного местного производителя FAW превратилась в серьёзного участника мирового автопрома.
Новая электро-гибридная эра. Почему мы будем слышать о FAW всё чаще?
Последние годы компания активно осваивает новые сегменты и открывает для себя рынки зарубежных стран. К примеру, в 2019-м на Франкфуртском автосалоне Hongqi, суббренд FAW Group, представил сразу несколько моделей, включая гибридный гиперкар S9 с заявленной мощностью 1 400 л. с. и разгоном до «сотни» за 1,9 секунды
На том же мероприятии представили концепт «китайского Rolls-Royce» — флагманский Hongqi E115. Когда роскошный кроссовер поставили на конвейер, его название сменили на E-HS9. По данным производителя, полностью электрический SUV способен проехать до 600 км на одном заряде. В сентябре 2021 года стартовала продажа модели на европейском рынке.
Ещё через год концерн вновь порадовал публику — на сей раз премьерой Bestune E01, который запускает новую серию электромобилей в линейке FAW. Уже в следующем квартале (на автошоу в Чанчуне) был впервые показан прототип Bestune B² — основа будущих седанов бренда.
Знаковые для FAW Group события последних лет не ограничиваются премьерами концепт-каров и серийных моделей. Китайский гигант берёт больший размах. Так, в апреле 2020-го компания заключила стратегические соглашения с Huawei, Tencent, Baidu, Alibaba, IBM и NTT Data — планируется совместно создать цифровую автомобильную экосистему.
Длительное партнёрство с VAG также преобразилось и обрело новые формы: в марте прошлого года компании заявили о запуске проекта FAW Audi New Energy. Китайский и немецкий производители объединят усилия по выпуску электромобилей премиум-класса.
Сегодня продукция FAW Bestune (дочерняя марка для экспортных рынков) поступает в более чем 50 стран мира, включая официальные продажи на территории СНГ. В Беларусь бренд ворвался весной текущего года с кроссовером T77, а недавно модельный ряд пополнился седаном B70.
FAW Bestune T77 есть в наличии у официального импортёра («ФелОкт-сервис»). Цена 160-сильного кроссовера начинается от 77 890 BYN. Двигатель — полуторалитровый бензиновый. Только базовые варианты Luxury комплектуются механической КПП, во всех остальных оснащениях используется семидиапазонный «робот».
Седан B70 вплоть до «топа» доступен с турбобензиновым мотором 1.5 и 7DCT. Максимальная версия получила двухлитровый ДВС с наддувом и гидротрансформаторный «автомат». Прайс стартует от 78 990 BYN.
Как мы видим, «первый автомобильный» прошёл тернистый путь от местного завода по производству грузовых и легковых машин до гиганта мировой автопромышленности. Сейчас в концерн входят 30 дочерних компаний, принадлежащих FAW Group. Марке, к сожалению, неизвестной (пока) многим белорусам, доверяют авторитетные концерны вроде немецкого VAG, японских Toyota и Mazda. Отчего же не станет доверять потребитель? Конечно, будет, что подтверждает статистика: в 2022-м общий объём продаж различных типов автомобилей FAW достиг колоссальных трёх миллионов единиц.
Фотографии и текст взяты с сайта: https://av.by/news/faw-chego-dostig-brend-za-70-let