«АвтоГродно» позвал владельца местного таксопарка, чтобы он оценил электровэн. Впечатления Андрея:
– Сначала на электромобили пересаживались энтузиасты для личного пользования. Теперь электрокары становятся инструментом бизнеса, например, поступают на службу в такси. Так, в Гродно уже трудится несколько электричек, но все они подержанные. А что можно сказать о новом электрокаре, созданном для такси, – Bestune NAT?
Первые Bestune NAT появились в Беларуси в конце 2023 года. Один из них уже привозили из Минска для тест-драйвов в гродненский автосалон на Космонавтов и мы уже проводили экспресс-знакомство. Теперь же свой «тестовый» электромобиль Bestune NAT есть и у нашего дилера. Это хорошая возможность изучить новинку поближе, без спешки и вместе с профессионалом своего дела.
Приглашаем на тест-драйв гродненца Андрея, который в сфере такси более четырех лет, три из которых работал водителем. Сейчас у Андрея свой таксопарк ООО «Алиандр».
Вместе с Андреем и представителем ОАО «Гродноавтосервиса» Екатериной мы договорились провести за рулем Bestune NAT полдня: поездить по городу и выбраться на загородную трассу.
Bestune NAT с позиции водителя
– Что могу сказать про внешний вид – это не эталон дизайна, но облик футуристичный. Явно не отталкивает, интригует, в потоке выделяется, – говорит Андрей, осматривая Bestune NAT снаружи.
Напомним, перед нами компактвэн. У него полностью оцинкованный кузов, кроме крыши. Вся оптика диодная. Правая пассажирская дверь открывается вдоль кузова с помощью электропривода, как у микроавтобусов.
Приглашаем Андрея за руль и выезжаем на улочки Гродно.
– У нас есть три режима движения и «шайбой» возле центрального экрана можно регулировать силу рекуперации. При максимальной рекуперации пользоваться педалью тормоза совершенно не нужно. Это непривычно после ДВС, нужно 30 минут поездить, чтобы привыкнуть, – говорит Андрей. – Что могу сказать по динамике, так это то, что Bestune NAT уступает Tesla, но разгон заметно интенсивнее, чем у VW Polo и остальных автомобилей из службы такси.
Отметим, двигатель здесь производства Huawei (163 л.с., 260 Нм).
Центральный экран сенсорный, размером 10 дюймов. Приборная панель водителя – тоже дисплей и тоже 10 дюймов. Меню на английском, все понятно. Основные кнопки остались физическими: это обдувы и кондиционер. На руле есть управление музыкой и громкой связью. На центральный экран выводится изображение камеры заднего вида:
– Что касается водительского места, то при моем весе в 110 килограммов здесь есть где развернуться – очень много места. В Polo, Solaris или Logan, бывает, едешь с пассажиром, который сел спереди, он локоть положит на центральный подлокотник и водитель уже стеснен в движениях. Не каждый скажет, чтобы пассажир сел компактнее. Здесь такой проблемы не будет, места хватит всем, – уверен Андрей. – Есть обдув водительского сиденья, камера заднего вида.
– Хорошая опция, что переднее пассажирское сиденье складывается в столик, параллельно полу. Многие водители не любят, когда пассажир усаживается спереди. Для них будет хорошо сложить это сиденье, пассажир увидит и разместится сзади, – говорит наш собеседник.
– Большое преимущество, что задняя пассажирская дверь открывается по нажатию кнопки. Пассажир зашел, водитель нажимает кнопку и дверь закрывается. Это снимает сразу две проблемы. Во-первых, пассажиры не будут хлопать дверями, что нервирует многих водителей. Во-вторых, не будут ломаться ручки, а это частая проблема в машинах такси. Конечно, вопрос, какой ресурс у электропривода двери, но это все проблемы гарантии, по крайней мере – в первые годы.
Напомним, что на электромобиль действует официальная гарантия – 3 года и 150 000 километров, а на батарею и электромотор – 5 лет и 400 000 км.
Андрей говорит, что электропривод двери, это своеобразный «вау-эффект» для пассажира.
– У меня был опыт работы в Минске на тарифах «Комфорт-бизнес» и «Комфорт плюс». По второму тарифу работал на Mercedes B-class и когда приехал на нем в Гродно и выехал на линию по тарифу «Комфорт», люди садились в машину, у них был праздник на душе. Это чувствовалось, от этого у самого поднималось настроение. С Bestune NAT будет что-то подобное. Не каждый пассажир, конечно, будет благодарен, но водитель на этой машине испытает много хороших эмоций, – рассуждает наш собеседник.
Кстати, во время загородной поездки Андрей все же отключил максимальный режим рекуперации, чтобы электромобиль не замедлялся во время отпускания педали акселератора. В таком режиме Bestune NAT ведет себя как обычный авто с АКПП, может катиться накатом. Правда, электроэнергии на 100 км пути Bestune NAT расходует больше.
Bestune NAT с позиции пассажира
– Для пассажира места еще больше, чем для водителя. Потолок высокий, а от ног до седушек спереди остается около 30 сантиметров. Это приличный запас. Значит пассажир не будет ногами пачкать спинки, водителю не придется по несколько раз на день протирать спинки сидений влажными салфетками, – замечает Андрей.
– Еще одна приятная мелочь – это зеркало заднего вида для пассажира со стороны правой двери. Во время высадки у тротуара пассажир сам сможет заметить приближающегося сзади самокатчика или велосипедиста. Безопасность повышается, – подмечает Андрей.
– Багажник тоже с запасом, располагает местом. Особенно по сравнению с седанами, у которых метановый баллон занимает половину пространства. Если еще и спинку заднего дивана сложить, можно вообще габаритные вещи перевозить, но для такси это уже лишнее. Для пассажира, который везет с собой много вещей, приезд такого автомобиля будет как счастливый билет. У нас ведь отдельных тарифов на минивэны нет – у кого много вещей, вынужден заказывать две легковушки, – рассказывает Андрей.
Bestune NAT с позиции владельца бизнеса
– С позиции бизнеса есть несколько важных критериев. Один из них, сколько времени автомобиль вынужден простаивать. Что касается зарядки, то сейчас метановый авто проезжает около 240-250 километров, затем примерно час уходит на очередь и заправку. Bestune NAT по информации дилера должен проезжать 350 — 360 километров до зарядки, но наш тест показывает, что реальное значение около 300 километров в теплое время года. Зимой, вероятно, будет около 250 километров. На быстрой зарядке батарею в этом электромобиле можно зарядить до 80% за полчас
У Bestune NAT два лючка для портов зарядки. С левой стороны – для быстрой зарядки, а с правой – для медленной. К сожалению, второй порт однофазный.
Электромобиль мы тестировали по улицам Гродно в интенсивном режиме, часто резко ускоряясь и средний расход электроэнергии на 100 км пути составил до 22 кВт*ч. Запас хода при таком режиме движения – 310 километров по данным бортового компьютера.
– Давайте посчитаем стоимость километра езды на метане и электричестве. Сколько стоит заправить метановый авто? – обращаемся к Андрею.
– В среднем на заправку метаном уходит 21-23 рубля. Этого достаточно для проезда 240 — 250 километров, – говорит наш собеседник.
Итого 1 км на метане стоит 0,09 рублей, 100 км — 9 рублей, 1000 км — 90 рублей.
Электричество посчитаем от разных источников с учетом расхода 20 кВт*ч на 100 км пути, потому что на тест-драйве мы ездили не экономно:
— 1 км после быстрой зарядной станции стоит 0,11 рублей, 100 км — 11 рублей, 1000 км — 110 рублей (из расчета 1 кВт*ч = 0,56 BYN),
— 1 км после медленной зарядной станции стоит 0,086 рублей, 100 км — 8,6 рублей, 1000 км — 86 рублей (из расчета 1 кВт*ч = 0,43 BYN),
— 1 км после собственной зарядной станции стоит 0,04 рубля, 100 км — 4 рубля, 1000 км — 40 рублей (из расчета 1 кВт*ч = 0,2 BYN).
Что касается запчастей и обслуживания, дилер создает склад основных расходников и кузовных элементов в Минске. А в Гродно технический персонал дилера уже прошел обучение по обслуживанию и ремонту Bestune NAT.
– Меня, как водителя, Bestune NAT в качестве такси полностью устраивает. Скажу больше, я еще не встречал столь подходящего для такси автомобиля. Но меня, как собственника, интересует вопрос окупаемости автомобиля и его постгарантийный период. Если за рулем такси работает два водителя, то в год они проезжают 100 тысяч километров. Грубо говоря, на 4-5 лет официальная гарантия Bestune NAT страхует, а что дальше? Сколько стоит замена батареи, если вдруг с ней что-то случится? – спрашивает Андрей.
Этот вопрос мы переадресовали дилеру и получили ответ:
– В Bestune NAT установлен литий-железо-фосфатный аккумулятор (55 кВт*ч) от известного китайского производителя BYD, который в области производства электромобилей становится мировым лидером, обойдя по продажам Tesla. Во-вторых, как правило, батареи не изнашиваются полностью, обычно достаточно заменить ее часть, одну или несколько ячеек. В-третьих, именно на таких батареях и на батареях с такими ячейками сейчас становится все больше электромобилей, в том числе и в Беларуси. На поставки Bestune NAT у дилера большие планы. Мы рассчитываем, что через 4-5 лет вопрос ремонта и замены этих батарей не будет сложным и дорогим. А учитывая качество батареи, уверены, что ее ресурс будет значительно дольше, чем гарантированные 400 тысяч. Что касается покупки совершенно новой такой же батареи, то по нашим расчетам, ее стоимость в Беларуси из Китая составит около 13 000 долларов США. Со временем, она станет еще дешевле, появятся варианты на вторичном рынке.
Дилер подчеркнул, что если владелец не хочет оставаться без гарантии, то самый надежный способ – это сдать автомобиль под конец гарантии по системе «трейд-ин» обратно в автосалон и получить взамен новый такой же автомобиль.
– На каких тарифах Bestune NAT будет работать в сервисе «Яндекс.Такси» и есть ли он вообще в базе? – интересуемся у Андрея.
– В анонсе от Яндекса я читал, что Bestune NAT добавят в базу с 16 апреля. Он будет на тарифах «Эконом» и «Комфорт», в Минске на нем можно будет работать и по тарифу «Комфорт+». В этом обновлении Яндекс добавляет очень много электромобилей из Китая.
Вердикт
– Считаю эту машину идеальной для такси. Она оцинкована и не гниет, с хорошим запасом хода, быстрой зарядкой. Стоимость пути сопоставима с метаном, а то и дешевле, в случае домашней подзарядки. Она очень удобна для водителя, а это самое главное. Для пассажира поездка на нем тоже будет позитивным моментом, в некоторых случаях это добавит настроения и водителю.
Однако считаю, что Bestune NAT будут приобретать для себя Индивидуальные Предприниматели, то есть водители, которые сами работают за рулем и не делят с другими свой авто. К слову, так сегодня и происходит, на автомобилях за 20 000 USD в такси я вижу именно собственников. Для наемных водителей, откровенно говоря, владельцы автопарков стараются на данный момент приобретать метановые автомобили с пробегом около 100 000 километров из Европы, потому что есть текучка водителей и забота о комфорте пока не стоит на первом месте, это я говорю об общей ситуации в нашей сфере. Но в целом, Bestune NAT – один из лучших авто для такси, – подытоживает наш собеседник.
Слова дилера
– У нас большие планы по переоснащению парков такси на электромобили FAW Bestune NAT. Мы посчитали, что выгода владения таким электромобилем за 3 года или 160 000 километров составит около 51 565 рублей. Поясним, при стоимости 72 000 рублей инвестиционный вычет до 20% на стоимость электромобиля для юрлиц составит более 14 000 рублей. Экономия на сервисном обслуживании на пробеге до 160 000 километров в сравнении с авто на ДВС составит 11 400 рублей, разница между заправками бензином из расчета 8л/100 км и расходом на электричество на этом пробеге составит около 25 000 рублей. А еще есть освобождение от уплаты транспортного налога, что дает экономию 765 рублей.
Также действует программа трейд-ин, есть лизинг (имеется предложение даже под 0,01%!) и кредит (свыше 15 вариантов от ведущих белорусских банков). К примеру, электромобиль можно приобрести при платеже в кредит от 627 рублей в месяц. Программа рассчитана при авансе 25% и ставке 7% годовых.
Напомним, в Гродно официальным дилером FAW Bestune является ОАО «ГродноАвтосервис», автосалон FAW Bestune находится на проспекте Космонавтов, 68. Адреса дилеров по всей Беларуси вы можете узнать здесь.
Оригинал текста: autogrodno.by