Как электромобили работают в службе доставки интернет-магазина электроники?
Каждый месяц увеличивается количество белорусских компаний, доверяющих электромобилям FAW Bestune NAT. Одной из первых на зеленую сторону перешел «5 Элемент» (ЗАО «ПАТИО»). Почему именно FAW Bestune и как машина показала себя в работе?
«Гарантия развеяла все вопросы»
Подход «5 элемента» – пожалуй, один из самых рациональных и просчитанных до каждой копейки. Компания даже показывала конкретные цифры на первой зеленой конференции для бизнеса в марте 2024 года. Тогда Дмитрий Дудер, начальник отдела транспорта, рассказал в том числе про окупаемость собственной станции, которую решили установить на территории предприятия. А как «5 элемент» в принципе решился на электромобильную историю?
«Летом прошлого года руководство задалось идеей о том, что нужно быть более экологичными, поскольку это, в том числе, репутация компании, – объясняет Дмитрий Дудер. – Поэтому мы приняли такое стратегическое решение, чтобы идти в ногу со временем».
По словам Дмитрия, компания рассматривала разные варианты – не только легковые модели и «каблуки», в частности, но и микроавтобусы, и даже среднетоннажные грузовики. Однако расчеты показали, что эти автомобили не совсем подходят для бизнеса:
«Когда я сам начал изучать рынок электромобилей, то сделал вывод: небольшие фургончики на текущий момент приобретать нецелесообразно, поскольку они дорогие, у них тяжелый аккумулятор, а масса превышает 3,5 тонн – это уже категория С и, соответственно, другой уровень мотивации водителей, – объясняет Дмитрий. – Поэтому стали смотреть модели в сегменте под категорию В.
Осенью 2023 года в Беларуси было представлено порядка трех-четырех моделей, но с реальной официальной гарантией только одна. И это FAW Bestune NAT. Помимо того, что мы собирались двигаться в направлении «электричек», нам было интересно оценить экономическую целесообразность. На тот момент ближайший вариант из официальных аналогов с ДВС стоил на 6 тысяч долларов дешевле – и мы посчитали, что эта разница покрывается за время эксплуатации. При этом, с точки зрения имиджа компании, нам интереснее электромобиль».
Свое впечатление лучше сотни обзоров
Дмитрий говорит, что изначально под электромобили необходимо было выстроить отдельную логистику.
«NAT мы покупали зимой. И первые впечатления при выезде на МКАД были таковы: выезжаешь, и быстро падает запас хода. Соответственно, начали прокладывать маршруты через город, потому что в таком режиме езды работает рекуперация и энергии сохраняется больше, чем на кольцевой. Весной стало гораздо проще».
В плюс покупки сыграл тот факт, что официальный дистрибьютор FAW Bestune в Беларуси, ООО «ФелОкт-сервис», предложило адекватные условия по гарантии на NAT – 3 года или 150 000 километров.
«Были сомнения по аккумуляторам: как обслуживать, насколько их хватит? Но гарантия 400 000 км на батарею и электродвигатель развеяла все вопросы – такой пробег соответствует шести годам эксплуатации электромобиля в нашей компании. Этого нам было достаточно», – считает Дмитрий.
«Своя зарядная станция окупится за год»
Пока в компании работают четыре FAW Bestune NAT. Дмитрий рассказывает, что электромобили приобретали с прицелом на тестовый период: эксплуатировать как минимум год, после чего будет проведен сравнительный анализ и сделаны экономически обоснованные выводы о дальнейшем движении в сторону «зелёного» транспорта. А уже сейчас заканчивается установка собственной зарядной станции.
«Зарядка на «Маланке» для нас не очень удобна – это потеря рабочего времени, которое можно использовать более эффективно, – объясняет Дмитрий. – Чтобы сэкономить время, мы заряжаемся на быстрой зарядке до 80% – бывает, что этого заряда зимой не хватает на рабочую смену. Поэтому при покупке мы сразу планировали установить собственную станцию: делали расчеты, искали поставщиков. На текущий момент установка на финальной стадии. Уверен, зимой мы сможем заряжаться на своей станции до 100%, и этого запаса будет хватать на весь рабочий день.
На первой зеленой конференции я показывал наши расчеты – зарядка на «Маланке» для коммерческого транспорта равна эксплуатации дизельного автомобиля. Поэтому все выгоды от электромобилей мы почувствуем, когда заработает наша собственная зарядная станция.
Когда я собрал статистику по эксплуатационным затратам в части расхода топлива, то увидел — у нас точно будет экономия. Наша зарядная станция окупится за год, и в дальнейшем мы сможем получить выгоду примерно на 12 тысяч рублей за 12 месяцев – это с двух электромобилей».
«Первые ТО были непривычно быстрыми»
Сейчас электромобили в компании пробежали по 15-20 тысяч километров. Соответственно, пришел черед и первых ТО.
«Для нас они были необычны: заехали, осмотрели, уехали. Очень быстро! Как правило, на автомобили с ДВС тратится много времени, а тут подключили-посмотрели – и всё готово.
Пока проблем с электромобилями нет. Из минусов, на которые мы обратили внимание – слабое ЛКП, быстро появляются сколы. Поэтому мы нанесли пленку на капот и над лобовым стеклом. Еще запаски нет – это тоже непривычно для коммерческого транспорта. Мы доукомплектовали машины насосом и ремкомплектом, чтобы можно было добраться до шиномонтажа. А вот с дорожным просветом у нас проблем не возникло – надо же понимать, где можно ездить, и не прыгать по бордюрам! Как минимум для Минска клиренса хватает».
Дмитрий рассказывает, что первый период эксплуатации FAW Bestune выпал на зиму, и водители поначалу побаивались: а вдруг не доеду? Со временем эти страхи исчезли, а на первый план вышел комфорт от работы.
«Всё удобно, в том числе есть сдвижная дверь – можно быстрее выгрузить какой-то мелкий товар. Вещи крупнее можно достать через заднюю дверь. Поэтому водителям ездить гораздо комфортнее, чем на «каблучках» с ДВС, за рулем которых они работали раньше».
«Для рабочей машины просто шикарно»
Кстати, а как об электромобилях отзываются сами водители? Александр за рулем FAW Bestune NAT с марта, и он поделился своими впечатлениями:
«Конечно, поначалу было непривычно. Здесь не слышно двигателя, тихо… Но со временем привык. Здесь удобно за рулем. Как для рабочей машины, так просто шикарно! В среднем за сутки проезжаю от 100 до 200 километров.
К запасу хода тоже пришлось адаптироваться. Но мы знаем объем батареи, средний расход и оцениваем остаток по процентам на приборной панели – считай, как будто тут привычный топливный бак. Хватает ли заряда на сутки? Это зависит от загруженности, но обычно хватает. Сменщикам машину передаем, в обед заряжаемся – 60-70% на «приборке» показывает.
Обычно зарядки мы ищем после того, как развезли утреннюю партию заказов. Бывали нюансы: занимают зарядку прямо перед носом или бронируют ее. Но это тоже дело привычки: по карте посмотрел, где свободно, и поехал туда, где ближе и удобнее. Успели выучить, куда проще и быстрее заехать, чтобы зарядиться, а куда лучше не отправляться».
«Все смотрят с интересом»
Дмитрий Дудер резюмирует: основными плюсами от эксплуатации FAW Bestune NAT пока являются возможность в час-пик двигаться по полосе общественного транспорта, комфорт водителей и имидж компании, а реальные финансовые выгоды станут очевидны чуть позже. Но уже сейчас заметна экономия на обслуживании, поскольку оно гораздо дешевле, чем на авто с ДВС. А как в целом Дмитрий оценивает опыт эксплуатации электромобилей в корпоративном парке?
«Опыт позитивный! Все обращают внимание на электромобили. Несколько раз сотрудники ГАИ останавливали водителей и с интересом изучали особенности эксплуатации, что и как работает. Люди относятся с любопытством, и это опять-таки работает на имидж компании», – говорит Дмитрий.