Полный разбор журналистами av.by
Уже около года в Беларуси представлен электромобиль известного китайского бренда FAW — Bestune NAT. В декабре 2023 года количество продаж компакт-вэна определило его в топ-3 самых популярных EV-моделей за весь год в стране по данным БАА. Действительно, за небольшой срок NAT полюбился как автовладельцам, пожелавших перейти на «зелёную» сторону, так и бизнесу, нашедшему в NAT отличную возможность обновить автопарк и сэкономить. Например, недавно мы рассказывали о белорусе, который приобрёл NAT для работы в такси.
Но что представляет собой модель в техническом плане? Для чего и для кого он подходит? Немало вопросов также к батарее и запасу хода, значения которого вызвали целый ряд опасений у владельцев во время зимней эксплуатации.
Чтобы разобраться во всём этом, av.by решил на большой дистанции посмотреть, как расходуется энергия в NAT и от чего это зависит. А выяснить подробности о зарядке нам поможет эксперт белорусской компании, которая производит зарядные станции в Могилёве.
Bestune NAT — батарея от BYD
С Bestune NAT av.by познакомил аудиторию почти сразу же, как тот вышел на белорусский рынок. В небольшой поездке мы сделали обзор электрокара и поделились первыми впечатлениями. Дело было зимой, и тогда мы обратили внимание, что значение запаса хода на приборной панели в NAT быстро снижается.
Вообще, по данным завода-изготовителя FAW, на 100% электромобиль способен преодолеть до 419 км по циклу NEDC. Но стоит сказать, что ни сам производитель, ни официальный дистрибьютор в Беларуси не скрывают, что реальный запас хода «электрички» летом — от 350 до 360 км, а зимой — до 200 км. Поэтому сейчас, в середине лета, будет интересно провести сравнение этих показателей.
Отправиться на NAT мы решили в Могилёв: в этом городе есть производство зарядных станций для электромобилей, которые поддерживают все действующие протоколы, в том числе и GB/T (как в компакт-вэне от FAW).
Наша поездка начинается в 8:20 утра. Приборная панель заявляет, что сейчас заряд батареи в NAT составляет 82%, а запас хода — 320 км. По навигатору от нашего местоположения до Могилёва — 184 км, а значит, судя по цифрам, этого заряда должно хватить сполна.
Немного вводных данных про FAW Bestune NAT, которые важны для понимания того, как здесь расходуется энергия. Электромобиль получил практичные габариты: длина — 4 450 мм, ширина — 1 840 мм, высота — 1 680 мм. Снаряжённая масса — 1 700 кг. При этом чисто субъективно кажется, что он длиннее и шире. В этой, уже предыдущей, версии установлена литий-железо-фосфатная батарея ёмкостью 55 кВт·ч. Интересно, что батарея от уже знакомого белорусам бренда BYD. Считается, что она более надёжная и безопасная, чем литийионная, не боится высоких токов, перезаряда и даже полного разряда, а также не нуждается в системе охлаждения.
Но сейчас официальный импортёр предлагает новую версию Bestune NAT с батареей CATL с запасом хода 425 км.
В NAT передний привод, электрический мотор мощностью 163 л. с. и крутящим моментом 155 Нм. Заявлена номинальная потребляемая мощность — 12 кВт на 100 км. У нас же на приборной панели среднее значение сейчас составляет 17,1 кВт на 100 км.
С «базой» разобрались. Выдвигаемся в путь!
Вообще, NAT создавался в Китае в большей степени для целей такси, однако, как оказалось, его применение гораздо шире. Как поделился с нами официальный импортёр в Беларуси, сегодня подавляющая часть покупателей — физические лица, которые используют авто в личных целях. Другая часть приобретает NAT для бизнеса — есть даже грузовое исполнение этого электромобиля.
И в Bestune NAT есть достаточный набор опций как для городской эксплуатации, так и для трассы. Запас хода приемлемый, но самое важное — это вместительный и просторный салон. Кстати, электровэн вошёл в топ-3 самых популярных новых электромобилей на территории Беларуси по данным БАА за 2023 год, учитывая, что продажи машины начались лишь в декабре. Свою роль в выборе электровэна сыграла также и инфраструктура, которая в нашей стране хорошо налажена: тому же таксисту вряд ли сложно будет найти свободную станцию.
От чего зависит расход энергии на трассе?
Но как правильно эксплуатировать электрокар на трассе? Электромотор Bestune NAT имеет три режима работы: обычный, Eco и Eco+, которые можно переключить с помощью физической кнопки Drive mode возле экрана мультимедиа. В зависимости от них электрокар будет расходовать меньше или больше энергии. Мы же решаем на всю поездку использовать режим Eco+.
В электромобиле есть один режим рекуперации: когда отпускаешь педаль ускорения, и машина сама тормозит, тем самым подзаряжаясь на ходу (шкала расхода опускается вниз и приобретает зелёный цвет). Рекуперация на трассе нам, по сути, не нужна: здесь нет частого торможения или ускорения. Более того, мы включаем круиз-контроль с помощью рычажка сразу под рулём и фиксируем наиболее оптимальную скорость для электромобиля: 90 — 95 км/ч.
Могилёвская трасса довольно ровная. Однако небольшие подъёмы и спуски всё равно имеются. Другой водитель, возможно, не заметил бы, но наше внимание приковано к шкале расхода. И здесь фиксируем следующее. Когда NAT едет на подъём, расход заметно увеличивается — примерно до 22 — 24 кВт·ч, а при спуске ситуация обратная: столбик опускается до значения 10 кВт·ч, что даже меньше заявленного. Кроме того, значения расхода меняются в зависимости от направления ветра.
Кстати, не стоит забывать, что энергия расходуется ещё и на кондиционер, а также на работу мультимедиа, к которой мы подключили смартфон по Bluetooth, чтобы слушать музыку.
Плюс к этому погода решила внести свои условности. То и дело на трассе наш электрокар попадает под ливень. А значит, в дело вступают интенсивно работающие щётки стеклоочистителя и обдув лобового стекла от запотевания. Узнать, сколько и на что электромобиль NAT тратит энергии, мы не можем, но известно, что на радио и кондиционер батарея отдаёт примерно до 1 кВт·ч.
Кстати, если на скорости 90 км/ч (круиз) Bestune NAT тратит примерно от 10 до 17 кВт·ч, то на 110 км/ч цифры варьируются от 18 до 24 кВт·ч.
Касаемо рекуперации: если в режиме Eco+ резко разогнаться, а затем отпустить педаль ускорения, то шкала расхода также стремительно упадёт вниз.
В городе на ближайшей станции зарядки, оборудованной портом GB/T, мы решили «добрать» электрокару ещё немного заряда на всякий случай.
В компакт-вэне есть два разъёма Gb/T (китайский протокол): спереди слева — порт для «быстрой» зарядки (постоянным током), справа — для «медленной» (переменным током). Но если станция, допустим, будет оборудована только «пистолетом» CCS (европейский протокол), то для зарядки электромобиля нужен будет специальный переходник.
Что происходит между станцией и электрокаром во время зарядки и почему зимой запас хода электрокара меньше?
В Беларуси есть несколько предприятий, которые производят зарядные станции. Практически все те, что мы видим в городе и на трассах, — выходцы из белорусских компаний. Однако не каждый производитель делает контроллеры для станций. А это, грубо говоря, её «мозг», отвечающий за «общение» с машиной и не только. Мы же приехали к могилёвскому производителю станций, который выпускает их полностью на основе своих разработок, чтобы задать волнующие вопросы о зарядке Bestune NAT и его батарее.
Руководитель направления по зарядным станциям могилёвского предприятия Артём Павлюкович предлагает нам испытать станцию, которая установлена прямо здесь, на территории, и зарядить NAT. Её мощность — 80 кВт, и есть нужный порт Gb/T. Если учесть, что в NAT батарея BYD и сейчас заряд на уровне 24%, то зарядится электрокар до 100% менее чем за полчаса.
— Что сейчас происходит между машиной и станцией с технической точки зрения? — интересуемся у Артёма.
— В начале зарядной сессии около минуты электромобиль берёт от станции всего 8 —10 кВт. В этот момент электрокар и станция проверяют друг друга и по-своему общаются. Машина, грубо говоря, запрашивает какое-то количество энергии, а станция отвечает сколько она может предоставить. Если всё хорошо, и они договорились, то электромобиль начинает потреблять больше энергии. Но тут важно добавить, что от 0 до 20% и от 80 до 100% машина заряжается медленнее, чем в цикле от 20% до 80%, — для безопасности.
— Станции разрабатываются в соответствии с общепринятыми протоколами для зарядки авто CCS, GB/T, CHAdeMO. Для нас как для производителей станций важно, чтобы и производители электромобилей строго соблюдали эти протоколы заряда. Тогда никаких проблем при обмене информацией между авто и станцией не будет. В таком случае зарядные сессии будут останавливаться только тогда, когда авто зарядится, либо если появится реальная причина приостановки сессии: перегрев чего-либо, скачок напряжения или тока и др.
Последние пару лет в Беларуси выросло количество китайских электромобилей, что, конечно же, сказывается и на инфраструктуре. По словам Артёма, сейчас больший спрос идёт на станции с GB/T разъёмами. Станция, на которой мы заряжаем NAT, оборудована двумя портами GB/T и CCS. Но чем они отличаются?
— Это абсолютно разные стандарты. GB/T разработан в Китае и, соответственно, подходит для зарядки китайских электрокаров, а CCS — европейских. Одна станция может поддерживать два протокола, однако за них отвечают разные контроллеры. И самое приятное, что на наших станциях можно беспроблемно заменить коннектор на любой другой силами одного-двух сервисных инженеров даже после его монтажа на объекте. Мы предполагаем, что скоро в Беларуси появится больше таких станций, которые будут иметь порт GB/T. Так велит рынок.
— Но пока на станциях приходится использовать переходники. Чем зарядка с переходником отличается от прямого подключения электрокара к станции?
— Если зарядка пошла через переходник, то никакой разницы нет с тем, если бы электромобиль заряжался напрямую. Единственное — необходимо брать проверенный переходник, а не тот, что собран непонятно где и кем. Переходник выступает в роли посредника, и, по сути, станция и электромобиль общаются только с ним. В случае если он неверно передаёт команды, зарядка может либо не начаться, либо некорректно завершиться и т. д.
Кстати, электрокар действительно зарядился быстро от 24% до 100% — на это ушло 35 минут! По данным завода, «медленная» зарядка занимает чуть более 8 часов. А чем с технической точки зрения отличается «быстрая» зарядка от «медленной»?
— Аккумулятор электромобиля всегда заряжается постоянным током от станции (как «медленной», так и «быстрой»). Разница лишь в том, какой преобразователь работает — тот, который внутри станции, или тот, что внутри машины. «Медленная» станция не преобразовывает электроэнергию. Она коммутирует ту, что есть в сети, и передаёт её сразу в электромобиль. В случае с «быстрой» зарядкой работают преобразователи в самой станции. Они и преобразовывают переменный ток в постоянный и отдают его машине.
Наш финальный вопрос связан с тем, почему зимой запас хода электрокара меньше, чем летом? Артём отвечает:
— Зимой электрокар разряжается быстрее, потому что больше энергии уходит на обогрев салона и батареи. Также это связано с температурой «за бортом» и дорожными условиями. Машина тратит больше усилий и энергии на то, чтобы проехать по неровной дороге. Возможно, производители в будущем решат эту проблему и придумают какие-то новые системы. Но пока такой расклад нужно принять за данность: это положение никак не изменишь. Зимой запас хода в электрокаре всегда будет меньше.
Владельцев электрокаров и не только зачастую может волновать вопрос деградации батареи. Действительно: по некоторым данным, со временем этот процесс происходит. Однако на батарею Bestune NAT в Беларуси действует официальная гарантия — 5 лет и 400 000 километров.
Выводы
На 100% мы выехали из Могилёва и спустя два часа и 200 км пути прибыли в Минск. При этом заряд батареи показал уверенные 33% (110 км запаса хода).
Если суммировать впечатления, NAT действительно больше подходит для городской эксплуатации. Простое управление, минималистичный дизайн, комфортный и большой салон, который особенно оценят пассажиры на втором ряду. Однако, если всё-таки придётся выехать за город, этот компакт-вэн в целом не подведёт: как минимум летом ему хватает запаса хода.
Партнёрский материал
Записаться на тест-драйв FAW Bestune NAT, а также получить персональную консультацию по всем вопросам наличия, приобретения, программам финансирования можно, заполнив форму ниже: