Что влияет на расход энергии в электрокаре? Выяснили все нюансы на примере Bestune NAT

Полный разбор журналистами av.by

Уже около года в Беларуси представлен электромобиль известного китайского бренда FAW — Bestune NAT. В декабре 2023 года количество продаж компакт-вэна определило его в топ-3 самых популярных EV-моделей за весь год в стране по данным БАА. Действительно, за небольшой срок NAT полюбился как автовладельцам, пожелавших перейти на «зелёную» сторону, так и бизнесу, нашедшему в NAT отличную возможность обновить автопарк и сэкономить. Например, недавно мы рассказывали о белорусе, который приобрёл NAT для работы в такси.

Но что представляет собой модель в техническом плане? Для чего и для кого он подходит? Немало вопросов также к батарее и запасу хода, значения которого вызвали целый ряд опасений у владельцев во время зимней эксплуатации.

Что влияет на расход энергии в электрокаре? Выяснили все нюансы на примере Bestune NAT

Чтобы разобраться во всём этом, av.by решил на большой дистанции посмотреть, как расходуется энергия в NAT и от чего это зависит. А выяснить подробности о зарядке нам поможет эксперт белорусской компании, которая производит зарядные станции в Могилёве.

Bestune NAT — батарея от BYD

С Bestune NAT av.by познакомил аудиторию почти сразу же, как тот вышел на белорусский рынок. В небольшой поездке мы сделали обзор электрокара и поделились первыми впечатлениями. Дело было зимой, и тогда мы обратили внимание, что значение запаса хода на приборной панели в NAT быстро снижается.

Что влияет на расход энергии в электрокаре? Выяснили все нюансы на примере Bestune NAT

Вообще, по данным завода-изготовителя FAW, на 100% электромобиль способен преодолеть до 419 км по циклу NEDC. Но стоит сказать, что ни сам производитель, ни официальный дистрибьютор в Беларуси не скрывают, что реальный запас хода «электрички» летом — от 350 до 360 км, а зимой — до 200 км. Поэтому сейчас, в середине лета, будет интересно провести сравнение этих показателей.

Отправиться на NAT мы решили в Могилёв: в этом городе есть производство зарядных станций для электромобилей, которые поддерживают все действующие протоколы, в том числе и GB/T (как в компакт-вэне от FAW).

Наша поездка начинается в 8:20 утра. Приборная панель заявляет, что сейчас заряд батареи в NAT составляет 82%, а запас хода — 320 км. По навигатору от нашего местоположения до Могилёва — 184 км, а значит, судя по цифрам, этого заряда должно хватить сполна.

Что влияет на расход энергии в электрокаре? Выяснили все нюансы на примере Bestune NAT

Немного вводных данных про FAW Bestune NAT, которые важны для понимания того, как здесь расходуется энергия. Электромобиль получил практичные габариты: длина — 4 450 мм, ширина — 1 840 мм, высота — 1 680 мм. Снаряжённая масса — 1 700 кг. При этом чисто субъективно кажется, что он длиннее и шире. В этой, уже предыдущей, версии установлена литий-железо-фосфатная батарея ёмкостью 55 кВт·ч. Интересно, что батарея от уже знакомого белорусам бренда BYD. Считается, что она более надёжная и безопасная, чем литийионная, не боится высоких токов, перезаряда и даже полного разряда, а также не нуждается в системе охлаждения.

Но сейчас официальный импортёр предлагает новую версию Bestune NAT с батареей CATL с запасом хода 425 км.

Что влияет на расход энергии в электрокаре? Выяснили все нюансы на примере Bestune NAT

В NAT передний привод, электрический мотор мощностью 163 л. с. и крутящим моментом 155 Нм. Заявлена номинальная потребляемая мощность — 12 кВт на 100 км. У нас же на приборной панели среднее значение сейчас составляет 17,1 кВт на 100 км.

С «базой» разобрались. Выдвигаемся в путь!

Вообще, NAT создавался в Китае в большей степени для целей такси, однако, как оказалось, его применение гораздо шире. Как поделился с нами официальный импортёр в Беларуси, сегодня подавляющая часть покупателей — физические лица, которые используют авто в личных целях. Другая часть приобретает NAT для бизнеса — есть даже грузовое исполнение этого электромобиля.

И в Bestune NAT есть достаточный набор опций как для городской эксплуатации, так и для трассы. Запас хода приемлемый, но самое важное — это вместительный и просторный салон. Кстати, электровэн вошёл в топ-3 самых популярных новых электромобилей на территории Беларуси по данным БАА за 2023 год, учитывая, что продажи машины начались лишь в декабре. Свою роль в выборе электровэна сыграла также и инфраструктура, которая в нашей стране хорошо налажена: тому же таксисту вряд ли сложно будет найти свободную станцию.

Что влияет на расход энергии в электрокаре? Выяснили все нюансы на примере Bestune NAT

От чего зависит расход энергии на трассе?

Но как правильно эксплуатировать электрокар на трассе? Электромотор Bestune NAT имеет три режима работы: обычный, Eco и Eco+, которые можно переключить с помощью физической кнопки Drive mode возле экрана мультимедиа. В зависимости от них электрокар будет расходовать меньше или больше энергии. Мы же решаем на всю поездку использовать режим Eco+.

Что влияет на расход энергии в электрокаре? Выяснили все нюансы на примере Bestune NAT

В электромобиле есть один режим рекуперации: когда отпускаешь педаль ускорения, и машина сама тормозит, тем самым подзаряжаясь на ходу (шкала расхода опускается вниз и приобретает зелёный цвет). Рекуперация на трассе нам, по сути, не нужна: здесь нет частого торможения или ускорения. Более того, мы включаем круиз-контроль с помощью рычажка сразу под рулём и фиксируем наиболее оптимальную скорость для электромобиля: 90 — 95 км/ч.

Могилёвская трасса довольно ровная. Однако небольшие подъёмы и спуски всё равно имеются. Другой водитель, возможно, не заметил бы, но наше внимание приковано к шкале расхода. И здесь фиксируем следующее. Когда NAT едет на подъём, расход заметно увеличивается — примерно до 22 — 24 кВт·ч, а при спуске ситуация обратная: столбик опускается до значения 10 кВт·ч, что даже меньше заявленного. Кроме того, значения расхода меняются в зависимости от направления ветра.

Что влияет на расход энергии в электрокаре? Выяснили все нюансы на примере Bestune NAT

Кстати, не стоит забывать, что энергия расходуется ещё и на кондиционер, а также на работу мультимедиа, к которой мы подключили смартфон по Bluetooth, чтобы слушать музыку.

Плюс к этому погода решила внести свои условности. То и дело на трассе наш электрокар попадает под ливень. А значит, в дело вступают интенсивно работающие щётки стеклоочистителя и обдув лобового стекла от запотевания. Узнать, сколько и на что электромобиль NAT тратит энергии, мы не можем, но известно, что на радио и кондиционер батарея отдаёт примерно до 1 кВт·ч.

Что влияет на расход энергии в электрокаре? Выяснили все нюансы на примере Bestune NAT

Что влияет на расход энергии в электрокаре? Выяснили все нюансы на примере Bestune NAT

Кстати, если на скорости 90 км/ч (круиз) Bestune NAT тратит примерно от 10 до 17 кВт·ч, то на 110 км/ч цифры варьируются от 18 до 24 кВт·ч.

Что влияет на расход энергии в электрокаре? Выяснили все нюансы на примере Bestune NAT

Касаемо рекуперации: если в режиме Eco+ резко разогнаться, а затем отпустить педаль ускорения, то шкала расхода также стремительно упадёт вниз.

Что влияет на расход энергии в электрокаре? Выяснили все нюансы на примере Bestune NAT

В городе на ближайшей станции зарядки, оборудованной портом GB/T, мы решили «добрать» электрокару ещё немного заряда на всякий случай.

Что влияет на расход энергии в электрокаре? Выяснили все нюансы на примере Bestune NAT

В компакт-вэне есть два разъёма Gb/T (китайский протокол): спереди слева — порт для «быстрой» зарядки (постоянным током), справа — для «медленной» (переменным током). Но если станция, допустим, будет оборудована только «пистолетом» CCS (европейский протокол), то для зарядки электромобиля нужен будет специальный переходник.

Что влияет на расход энергии в электрокаре? Выяснили все нюансы на примере Bestune NAT

Что происходит между станцией и электрокаром во время зарядки и почему зимой запас хода электрокара меньше?

В Беларуси есть несколько предприятий, которые производят зарядные станции. Практически все те, что мы видим в городе и на трассах, — выходцы из белорусских компаний. Однако не каждый производитель делает контроллеры для станций. А это, грубо говоря, её «мозг», отвечающий за «общение» с машиной и не только. Мы же приехали к могилёвскому производителю станций, который выпускает их полностью на основе своих разработок, чтобы задать волнующие вопросы о зарядке Bestune NAT и его батарее.

Что влияет на расход энергии в электрокаре? Выяснили все нюансы на примере Bestune NAT

Руководитель направления по зарядным станциям могилёвского предприятия Артём Павлюкович предлагает нам испытать станцию, которая установлена прямо здесь, на территории, и зарядить NAT. Её мощность — 80 кВт, и есть нужный порт Gb/T. Если учесть, что в NAT батарея BYD и сейчас заряд на уровне 24%, то зарядится электрокар до 100% менее чем за полчаса.

Что влияет на расход энергии в электрокаре? Выяснили все нюансы на примере Bestune NAT

— Что сейчас происходит между машиной и станцией с технической точки зрения? — интересуемся у Артёма.

— В начале зарядной сессии около минуты электромобиль берёт от станции всего 8 —10 кВт. В этот момент электрокар и станция проверяют друг друга и по-своему общаются. Машина, грубо говоря, запрашивает какое-то количество энергии, а станция отвечает сколько она может предоставить. Если всё хорошо, и они договорились, то электромобиль начинает потреблять больше энергии. Но тут важно добавить, что от 0 до 20% и от 80 до 100% машина заряжается медленнее, чем в цикле от 20% до 80%, — для безопасности.

Что влияет на расход энергии в электрокаре? Выяснили все нюансы на примере Bestune NAT

— Станции разрабатываются в соответствии с общепринятыми протоколами для зарядки авто CCS, GB/T, CHAdeMO. Для нас как для производителей станций важно, чтобы и производители электромобилей строго соблюдали эти протоколы заряда. Тогда никаких проблем при обмене информацией между авто и станцией не будет. В таком случае зарядные сессии будут останавливаться только тогда, когда авто зарядится, либо если появится реальная причина приостановки сессии: перегрев чего-либо, скачок напряжения или тока и др.

Что влияет на расход энергии в электрокаре? Выяснили все нюансы на примере Bestune NAT

Что влияет на расход энергии в электрокаре? Выяснили все нюансы на примере Bestune NAT

Последние пару лет в Беларуси выросло количество китайских электромобилей, что, конечно же, сказывается и на инфраструктуре. По словам Артёма, сейчас больший спрос идёт на станции с GB/T разъёмами. Станция, на которой мы заряжаем NAT, оборудована двумя портами GB/T и CCS. Но чем они отличаются?

— Это абсолютно разные стандарты. GB/T разработан в Китае и, соответственно, подходит для зарядки китайских электрокаров, а CCS — европейских. Одна станция может поддерживать два протокола, однако за них отвечают разные контроллеры. И самое приятное, что на наших станциях можно беспроблемно заменить коннектор на любой другой силами одного-двух сервисных инженеров даже после его монтажа на объекте. Мы предполагаем, что скоро в Беларуси появится больше таких станций, которые будут иметь порт GB/T. Так велит рынок.

Что влияет на расход энергии в электрокаре? Выяснили все нюансы на примере Bestune NAT

— Но пока на станциях приходится использовать переходники. Чем зарядка с переходником отличается от прямого подключения электрокара к станции?

— Если зарядка пошла через переходник, то никакой разницы нет с тем, если бы электромобиль заряжался напрямую. Единственное — необходимо брать проверенный переходник, а не тот, что собран непонятно где и кем. Переходник выступает в роли посредника, и, по сути, станция и электромобиль общаются только с ним. В случае если он неверно передаёт команды, зарядка может либо не начаться, либо некорректно завершиться и т. д.

Что влияет на расход энергии в электрокаре? Выяснили все нюансы на примере Bestune NAT

Кстати, электрокар действительно зарядился быстро от 24% до 100% — на это ушло 35 минут! По данным завода, «медленная» зарядка занимает чуть более 8 часов. А чем с технической точки зрения отличается «быстрая» зарядка от «медленной»?

— Аккумулятор электромобиля всегда заряжается постоянным током от станции (как «медленной», так и «быстрой»). Разница лишь в том, какой преобразователь работает — тот, который внутри станции, или тот, что внутри машины. «Медленная» станция не преобразовывает электроэнергию. Она коммутирует ту, что есть в сети, и передаёт её сразу в электромобиль. В случае с «быстрой» зарядкой работают преобразователи в самой станции. Они и преобразовывают переменный ток в постоянный и отдают его машине.

Что влияет на расход энергии в электрокаре? Выяснили все нюансы на примере Bestune NAT

Что влияет на расход энергии в электрокаре? Выяснили все нюансы на примере Bestune NAT

Что влияет на расход энергии в электрокаре? Выяснили все нюансы на примере Bestune NAT

Наш финальный вопрос связан с тем, почему зимой запас хода электрокара меньше, чем летом? Артём отвечает:

— Зимой электрокар разряжается быстрее, потому что больше энергии уходит на обогрев салона и батареи. Также это связано с температурой «за бортом» и дорожными условиями. Машина тратит больше усилий и энергии на то, чтобы проехать по неровной дороге. Возможно, производители в будущем решат эту проблему и придумают какие-то новые системы. Но пока такой расклад нужно принять за данность: это положение никак не изменишь. Зимой запас хода в электрокаре всегда будет меньше.

Что влияет на расход энергии в электрокаре? Выяснили все нюансы на примере Bestune NAT

Владельцев электрокаров и не только зачастую может волновать вопрос деградации батареи. Действительно: по некоторым данным, со временем этот процесс происходит. Однако на батарею Bestune NAT в Беларуси действует официальная гарантия — 5 лет и 400 000 километров.

Что влияет на расход энергии в электрокаре? Выяснили все нюансы на примере Bestune NAT

Выводы

На 100% мы выехали из Могилёва и спустя два часа и 200 км пути прибыли в Минск. При этом заряд батареи показал уверенные 33% (110 км запаса хода).

Что влияет на расход энергии в электрокаре? Выяснили все нюансы на примере Bestune NAT

Если суммировать впечатления, NAT действительно больше подходит для городской эксплуатации. Простое управление, минималистичный дизайн, комфортный и большой салон, который особенно оценят пассажиры на втором ряду. Однако, если всё-таки придётся выехать за город, этот компакт-вэн в целом не подведёт: как минимум летом ему хватает запаса хода.

Что влияет на расход энергии в электрокаре? Выяснили все нюансы на примере Bestune NAT

Партнёрский материал

Записаться на тест-драйв FAW Bestune NAT, а также получить персональную консультацию по всем вопросам наличия, приобретения, программам финансирования можно, заполнив форму ниже:

Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с размещением файлов cookie на вашем компьютере. Если вы не хотите принимать файлы cookie, вы должны прекратить использование веб-сайта. Политика в отношении обработки cookie.

Оценить Ваш автомобиль

Оставьте информацию для оценки стоимости Вашего авто для обмена

    Даю согласие на обработку моих персональных данных и подтверждаю, что мне разъяснены мои права, как субъекта персональных данных.

    Цена с учетом выгоды в 3000 рублей за участие в программе Trade-In.

    Программа Trade-In — это быстрый и надежный способ продать свой автомобиль и одновременно купить новый. Эксперты дилерского центра принимают автомобиль в удобное для клиента время, оценивают и диагностируют его, а также решают вопросы дальнейшей реализации.

    Для удобства клиентов, Б/У автомобиль может сдаваться в качестве первоначального взноса в кредит и лизинг.

    Подробности и детали участия в программе Trade-In.

    Отправьте заявку на оценку вашего автомобиля прямо сейчас с помощью формы ниже.

      Даю согласие на обработку моих персональных данных и подтверждаю, что мне разъяснены мои права, как субъекта персональных данных.

      Хочу получить лучшие условия

        Даю согласие на обработку моих персональных данных и подтверждаю, что мне разъяснены мои права, как субъекта персональных данных.

        Получить персональное предложение по автомобилю %car_name%

        Заполните форму и получите персональное предложение по автомобилю %car_name% или скачайте прайс.

          Даю согласие на обработку моих персональных данных и подтверждаю, что мне разъяснены мои права, как субъекта персональных данных.

          Запись на тест-драйв

            Даю согласие на обработку моих персональных данных и подтверждаю, что мне разъяснены мои права, как субъекта персональных данных.

            Предварительный расчет

            Расчет произведен при авансе 50%. Ознакомиться с условиями кредитования и связаться с менеджерами можно по номеру +375 29 199 44 44 или оставив свои контактные данные.

              Даю согласие на обработку моих персональных данных и подтверждаю, что мне разъяснены мои права, как субъекта персональных данных.

              Получите предварительный расчет

              Ознакомиться с условиями кредитования и связаться с менеджерами можно по номеру +375 29 199 44 44 или оставив свои контактные данные.

                Даю согласие на обработку моих персональных данных и подтверждаю, что мне разъяснены мои права, как субъекта персональных данных.

                Запись на сервисное обслуживание

                  Даю согласие на обработку моих персональных данных и подтверждаю, что мне разъяснены мои права, как субъекта персональных данных.

                  Сумма кредита:
                  0 руб.

                  Ежемесячный платеж:

                  Желаемый срок кредитования, годы:

                  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

                  Ежемесячный платеж:

                  Расчет произведен при авансе 50%. Ознакомиться с условиями кредитования и связаться с менеджерами можно по номеру +375 29 199 44 44 или оставив свои контактные данные.

                  Заявка на кредит

                  Заполните форму и мы подберем наиболее подходящую для Вас программу финансирования

                    Даю согласие на обработку моих персональных данных и подтверждаю, что мне разъяснены мои права, как субъекта персональных данных.